Афанасий Федотович

1677 — 1730

Шестаков

Казак Афанасий Шестаков – ровесник Витуса Беринга. Они жили в одно время, их стремления и помыслы схожи, и даже смерть настигла их на пути к одинаковой цели – открытию и обретению новых земель для России.

Познавательный проект «СТТ Марин Сервис»
Дальнем Востоке
Первые на
Происходил Шестаков из казачьей семьи. Родился около 1677 года. Службу начал рядовым, к середине 1710-х годов числился дворянином по якутскому списку, а в 1721 году уже был дворянином по московскому списку.
Всё дворянство Московского государства подразделялось на московское и на городовое, служившее в других городах. Городовое дворянство расписывалось на военную службу по городам и составляло областные дворянские воинские подразделения с воинским расписанием по должностям.

Московское дворянство считалось намного престижнее. Перейти из городового в московское было весьма сложно. Некоторым удавалось стать московскими дворянами, перебравшись на жительство в Москву. Но поскольку Афанасий Шестаков служил в Якутске, то можно предполагать, что в списки московского дворянства он зачислен за особые заслуги перед государством.
Одежда дворян в XVIII веке при Петре I.
Примерно в 1724 году, по-видимому, на основании различных сообщений первопроходцев Шестаков составил карту Северо-Восточной Сибири и Курильских островов. Карта весьма заинтересовала Адмиралтейств-коллегию.

В 1725 году Шестаков отправился в Петербург и предложил правительству организовать экспедицию по освоению новых земель и островов на северо-востоке Азии.

Нужно иметь в виду, что к этому времени русские дошли до земель, населённых чукчами, которые слыли народом воинственным и сами постоянно нападали на соседей. И конечно, чукчи не собирались принимать добровольно подданство чужеземного царя. Так что предложение Шестакова было своевременным и пришлось по нраву Сенату Российской империи, который принял решение о приведении чукчей в российское подданство.
Карта Камчатки и Курил Афанасия Шестакова
Источник: etomesto.ru
Маршрут экспедиции Афанасия Шестакова
Охотск
р.Еган
Для достижения этой цели в 1727 году на Чукотку был направлен отряд из 400 человек солдат и казаков. Начальником военной команды определён капитан Тобольского драгунского полка Дмитрий Павлуцкий. Этот отряд был усилен до 600 человек за счёт подвластных России коряков, якутов, эвенов и юкагиров. Эта военная экспедиция позже получила название «Анадырская партия».

Казацкий голова Афанасий Шестаков был назначен главным командиром Северо-Восточного края с заданием собирать ясак с местного коренного населения, обследовать и присоединить к России новые земли в Восточном (Тихом) океане.
Шестаков и Павлуцкий должны были взаимодействовать и помогать друг другу.

Но не бывать двум хозяевам в одном доме — командиры вскоре крепко поссорились, разделили людей и взялись выполнять задачу экспедиции порознь. Благо, необъятные территории восточных окраин государства позволяли отрядам не встречаться хоть годами. Шестакову досталась меньшая часть войска.

Павлуцкий направил свой отряд в Анадырский острог. А Шестаков прежде всего решил идти в земли еще не попавших «под царскую руку» коряков.
Коряки — коренное население Камчатского края.
В 1728 году Шестаков добрался со своим отрядом до Охотска. С ним прибыла адмиралтейская группа: штурман Я. Генс и подштурман И. Федоров, геодезист М. С. Гвоздев, ботовых дел подмастерье И. Г. Спешнев, четыре морехода и 10 матросов. В 1728−29 годах команда Шестакова построила в Охотске два судна, а летом 1729 года еще два бота отдал Шестакову Витус Беринг. Одним из этих судов был бот «Святой Гавриил», на котором Беринг прошёл вдоль берегов Камчатки и Чукотки во время Первой Камчатской экспедиции.
Шестаков отправил два судна для отыскания и обследования островов в Охотском море. С 1730 года «Святой Гавриил» под командованием племянника начальника экспедиции И. Г. Шестакова занимался описанием западных берегов Охотского моря, обследовал Шантарские острова и плавал из Охотска в Большерецк. Шитик «Фортуна» под командованием сына Афанасия Шестакова Василия ходил на Курилы, где его команда посетила первые пять Северных Курильских островов и собрала с местных жителей ясак.

На боте «Восточный Гавриил» в сентябре 1729 года пошёл сам Афанасий Шестаков с отрядом. Судно дошло вдоль побережья до Тауйского острога, но там потерпело крушение.
Бот «Святой Гавриил» в море.
Источник - national-travel.ru
Бот «Восточный Гавриил» в Тауйской губе не погиб. Его залатали и отправили возить экспедиционные грузы. В сентябре 1730 года судно вышло из Охотска в Большерецк (на юге западного побережья Камчатки). 7 октября 1730 года бот был выброшен на берег. Команда была спасена ботом «Святой Гавриил». Сохранился потрясающий документ - «Доношение» командира бота И. Федорова о плавании и гибели судна, которое не только подробно описывает катастрофу, но и даёт представление, на каких судах, не щадя себя, люди совершали великие дела.
Охотск. Рисунок 1856 года.
Источник: Wikipedia.
Вид на Большерецкий острог - столицу Камчатки, гравюра. 1785 год.
Источник: oldgravura.ru.
«1-го дня октября с полуночи в 10-м часу ветр был ON зело велик, з дождем… с половины дни в 4-м часу от великаго ветру изорвало у нас новой парус сверху и донизу, а иныя части и прочь отрывало.

Октября против 2 числа пополуночи в начале 2-го часа ветр зело был велик и усильчивей прежняго, от такого усильчиваго ветру и от морских волн сломило у нашего судна левой борт, ниже палубы от кормовой каюты и до носу, в места ж на фут ниже палубы и во весь бок от онаго борту стало поло, у каюты левую сторону прочь отвалило и шхербот скинуло с палубы в море. Да во оном же шхерботе скинуло служилаго Семена Таюрзскаго в море … И во оныя в проломныя дыры изверху налилось в судно воды чуть не до половины судна … и едва оное наше судно не осело ко дну. В том же часу у сопца верхняя петля переломилась и стропы перервались, и сопец отбило прочь … А полыя места наперво служилыя утыкали своею одежею, а протчим велел воду из судна выливать котлами и помпами, и всякой посудой, и оною своею одежею служилые затыкать не могли, и приказал я утыкать пенькою и старой парус восточнаго судна велел резать и затыкать оные проломные места.

2-го дня октября во 8-м часу с полуночи погодою сломило у нас мачту и со всеми снастьми возле палубы вплот, и на котором конате сопец был привязан и за мачту закреплен, и оной конат на мачте пересекли и сопец в море опустили, дабы от оной мачты пущей вреды нашему судну не учинило. В 9-м часу приказал я новой драной парус резать и убивать левую сторону у судна сверху. В 10-м часу велел я служилым конатами здраить наше судно в пяти местах, дабы оное наше судно не развалилось вовсе … в начале 3-го часа велел я служилым людям зделать раину и привязать лодочной парус, и оные служилыя не захотели и отложили до другаго дни, а мы де ныне устали, а ветр был W и SW.

3-го дня октября с полуночи в 9-м часу велел я зделать раину и привязать щерботной парус, и пошли к земле на румб SSO …

4-го дня октября с полуночи в ысходе 9-го часа увидели камчацкой берех на остен-норден. А пополудни во 8-м часу пришли на якорь против устья реки Утки …

6-го дня октября пополуночи в 7-м часу служилыя люди все приходили ко мне и говорили, чтоб мы выняли якарь и пошли на берех с судном, для того что де погода зело велика и усильчива, дабы де нам худым разбитым судном на якаре стоя смертно не погинуть … в том дали мне за всеми их руками под подписку, чтобы нам всем итти со общаго совету с судном на берех, дабы напрасною смертию не погинуть всем. В 9-м часу с полуночи якарь подняли и пошли на берех, в 10-м часу выкинуло нас на берех к северу от устья реки Утки в разстоянии, например, 3 мили аглинских.

И оное восточное судно весьма было дряхло, понеже прошедшаго 729-го году оное в розбое (т.е. в аварии) было на Тауе с казачьим головой Афонасьем Шестаковым, и от онаго розбою у судна в правом боку неподалеку от киля кокоры все изпереломаны, да в 730-м году оное же судно, идучи в Таую в Охоцк, было же в розбое против урацкаго устья.

Морскаго флоту подштурман Иван Федоров».

Далее отряд двигался пешим порядком в сторону Анадырска, по пути собирая ясак с оседлых коряков. К весне 1730 года Шестаков со своими людьми оказался на самом севере Охотского побережья, в Пенжинской губе. На реке Егаче он встретил крупные силы чукчей, собравшихся в очередной набег на коряков, и решил с ними сразиться.

Под командованием Шестакова было 143 человека. Только 20 из них были русские (дворянин Б. Жертин и 19 казаков), остальные 113 инородцы: якуты, эвены и коряки. Чукчей было значительно больше, чем людей Шестакова, по некоторым сведениям, их было около 2 000.
Чукчи с оружием.
Источник: ryazpressa.ru
Бой произошёл утром 14 марта 1730 года. Оба войска перед боем облачились в доспехи: русские в железные, чукчи в костяные. Шестаков построил на правом фланге эвенов, на левом коряков, в центре казаков и якутов, а сам вместе с переводчиком Тайбутом разместился в импровизированном укреплении из поставленных кругом нарт позади войска.
Данные о погибших в русском войске разнятся в пределах от 28 до 31 человека, среди них Шестаков, дворянин Б. Жертин, 9 или 10 казаков, остальные инородцы. Потери чукчей неизвестны. Они захватили русское знамя, 12 фузей, 3 винтовки, 12 ручных гранат и 12 железных куяков.

Бой на реке Егаче (позже переименована в реку Шестакова) стал первым крупным поражением русских от чукчей, он также оставался и самым тяжёлым поражением вплоть до 1747 года, когда отряд Д. И. Павлуцкого был разбит в битве на реке Орловой.

Под впечатлением от победы чукчей над отрядом Шестакова против русского господства восстали коряки и ительмены. Чукчи почувствовали свою безнаказанность, их набеги на соседей стали бедствием. Они грабили, уводили оленей и, главное, подрывали авторитет российских властей. Платившие ясак коряки просили защиты.
Чукотская семья перед своим домом. Логгин Андреевич Хорис. Август 1818.
Источник: pulse.mail.ru
Чукчотское стойбище.
Источник: ryazpressa.ru
Капитан Дмитрий Павлуцкий прибыл в Анадырский острог и стал готовиться к походу на чукчей. В 1731 году он совершил завоевательную экспедицию по Чукотке длиной в 2 тысячи километров. Он жестоко расправлялся со всем встречаемыми чукчами, иногда уничтожая стойбища целиком, одержал несколько крупных побед над большими отрядами чукотских воинов. Но главного не добился: побеждённые чукчи разбегались, не желая покоряться русским. В том походе русские захватили у чукчей около 40 тысяч оленей. Большую часть животных отдали корякам и юкагирам. В острог привели лишь 500 оленей и еще 150 пленных чукчей.

После похода Дмитрий Павлуцкий был переведен на Камчатку, после служил в Якутске воеводой. Затем вернулся на Чукотку, где продолжал совершать карательные походы. Павлуцкий погиб в бою с чукчами на реке Орловой в 1747 году.

Смерть примирила Шестакова и Павлуцкого: оба погибли от рук чукчей в один и тот же день 14 марта по старому стилю с разницей в 17 лет.

А чукчи были окончательно покорены и приняли российское подданство лишь при Екатерине II (годы правления 1762−1796).


Казаки дали залп из ружей, а чукчи ответили градом стрел. Не дав русским перезарядить ружья, чукчи бросились в рукопашную. Робкие коряки почти сразу же побежали. При бегстве они попали в устроенную чукчами засаду. Видя бегство коряков, побежали и эвенки, и на поле боя остались одни казаки и якуты.

Шестаков бросился на помощь товарищам, убил нескольких чукчей, однако стрела попала ему в горло. Шестаков выдернул стрелу и хотел бежать, вскочив в первую попавшуюся нарту. Но управлять чукотской упряжкой он не умел, поэтому олень привёз его к своему хозяину, который заколол атамана копьём. Оставшиеся казаки бежали. Толмач Тайбут, бывший свидетелем гибели Шестакова, также спасся. Он догнал бежавших и сообщил им о смерти командира.
Чукча в доспехе с копьем и луком. Из книги Эдварда Хардинга «Костюм народов Российской империи». Лондон, 1810 год.
Источник: Pinterest
Дмитрий Иванович Павлуцкий с отрядом преследует чукчей.
Источник: Русская семерка
Воды, омывающие берега Курильских островов, входят в число наиболее продуктивных районов Мирового океана. Это способствует развитию здесь рыбного промысла, рыбопереработки, а также добычи и переработки марикультуры. В основе этой деятельности — суда промыслового, обрабатывающего и вспомогательного флота.

С точки зрения логистики и транспортной доступности Курильские острова — не самый комфортный регион. Регулярное авиасообщение организовано только с островами Итуруп и Кунашир. Шикотан и Парамушир связаны с континентом и другими островами только при помощи морской переправы и вертолетного сообщения, работа которых сильно зависит от погодных условий.

Однако, зачастую, техническое обслуживание судов необходимо проводить именно в местах их работы, чтобы не останавливать работу судна и рыбоперерабатывающих заводов. В таких случаях инженеры «СТТ Марин Сервис» отправляются в длительные командировки, которые предварительно тщательно планируются, с целью обеспечения ремонтных работ всеми необходимыми запасными частями, материалами и компонентами.

Курильские острова

Исследователь Дальнего Востока, доказал, что устье Амура доступно для входа морских судов и что Сахалин является островом, основал Николаевск-на-Амуре и ещё несколько населённых пунктов. Его стараниями к России присоединена южная часть Дальнего Востока.
Следующая статья