Витус Ионассен

1681 — 1741

Беринг

Начальник Первой и Второй Камчатских экспедиций капитан-командор Витус Ионассен Беринг умер 19 декабря 1741 года на необитаемом острове в Тихом океане. На этот остров случайно наткнулось и потерпело крушение судно Беринга «Святой Петр». Даже напоследок Судьба подарила великому мореплавателю открытие. Остров впоследствии стал носить имя Беринга, а группа островов названа Командорскими.
Познавательный проект «СТТ Марин Сервис»
Дальнем Востоке
Первые на
Как установили датские и российские историки, известный всем портрет командора Витуса Беринга, на самом деле принадлежит его родному дяде, придворному датскому поэту, в честь которого Витус и получил своё имя.
Датчанин по рождению, Витус Беринг почти всю свою жизнь прослужил Росси. В 1703 году сразу по окончании кадетского корпуса в Амстердаме он поступил на службу в российский флот.

Участвовал в путешествии в Ост-Индию (так называлась Индия и страны Южной и Юго-Восточной Азии), служил на Балтийском флоте во время Великой Северной войны, затем на Азовском, снова на Балтийском. Командовал несколькими боевыми кораблями.
Амстердам. Монетная башня. 1870 г.
Акварель Алексея Петровича Боголюбова.
Источник - collectart.ru
Голландская Ост-Индская компания - богатейшая в истории фирма, долгое время практически монопольно контролировала торговлю специями и совершила несколько крупных географических открытий.
В 1713 году Витус Беринг женился на Анне Кристине Пюльзе. Как ни удивительно для моряка, редко бывающего дома, брак был очень счастливым для обоих вплоть до смерти Беринга. За 28 лет законных отношений у них родилось 8 детей, из них выжили четверо: Йонас, Томас/Тимофей, Антон и Анна Хедвига Хелена.

Чудом сохранились 16 писем Беринга, его жены и сына, которые не дошли до адресатов. Из них выясняется, что супруга сопровождала Беринга до самого Охотска и там с ним находилась. Подтверждаются их добрые семейные отношения, выясняются многие детали быта того далёкого трудного времени.
«От Витуса Беринга Йонасу Берингу
Мой дорогой Йонас,
я получил два письма от тебя, помеченных Ревель и Санкт-Петербург соответственно, в которых ты, слава богу, жив и здоров. Также, что по твоей просьбе и с разрешения Его Превосходительства господина фон Хохенхольца ты был нанят на военную службу. Я признаю, что в моём предыдущем письме — по твоей просьбе — твоя дорогая мать и я дали тебе разрешение сделать так; однако мы даже не могли вообразить, что всё обернётся именно так, как сложилось. Тем не менее, желаю тебе, чтобы это привело тебя к преуспеванию в будущем. Более того, я настоятельно рекомендую тебе неизменно не забывать, о чем твоя дорогая мать настаивает в письмах и чтобы ты продолжал свои занятия; также чтобы ты практиковался не только в чтении и письме на русском языке, но также в переводах, чтобы ты не тратил понапрасну своё время (неоправданно). Я сделаю всё возможное, чтобы оказать тебе всяческую поддержку, и я уверен, что ты поступишь не иначе, как добрый христианин: благородно и достойно, и что ты будешь стремиться совершать добрые дела. Здесь я благословляю тебя и да хранит тебя Всевышний. Остаюсь твоим преданным отцом,
В.И. Беринг, Охотск, 4 февраля 1740».
Одно из писем В.И. Беринга. Источник: Пресс-служба Музея им. В.К. Арсеньева
Перевод письма В.И. Беринга своему сыну Йонасу.
Источник: kamlib.ru
Берингу повезло — он жил в эпоху Петра Великого. Держава под управлением первого Императора Всероссийского была столь необъятна, что границ её, пространств и расстояний не знали ни сам государь, ни его подданные. Одним из великих начинаний Петра I стало научное изучение географии России, в первую очередь, инструментальные съёмки и составление «генеральных карт».

Берингу было тесно в мелководной Балтике. Узнав о присоединении Камчатки к России он задумал экспедицию для отыскания побережья Северной Америки, которое, как он считал, должно находиться недалеко от Камчатки. Поэтому неудивительно, что Пётр I доверил руководство Первой Камчатской экспедицией именно Витусу Берингу.
В устье Камчатки построили бот «Святой Гавриил» и летом 1728 года прошли на нём на северо-восток вдоль побережья, а потом вышли в Чукотское море. Америку Беринг не увидел, однако засвидетельствовал, что Азия с ней не соединяется. Во время плавания были нанесены на карту Карагинский залив и остров Карагинский, залив Креста, бухта Провидения, Анадырский залив и остров Святого Лаврентия.

На следующий год Беринг обошёл Камчатку с юга, при этом открыл Камчатский залив и Авачинскую губу. На этом Беринг посчитал задачу выполненной и вернулся в Петербург, проделав весь путь от Охотска в обратном направлении.
Бот «Святой Гавриил»
Источник - national-travel.ru
Понятно, откуда появилась русская поговорка: «Гладко было на бумаге…». Экспедиционный отряд добирался от Петербурга до Охотска ровно два года с января 1725 по январь 1727 года. Шли пешком, ехали на лошадях, плыли на лодках по рекам. В Охотске зимовали. На собачьих упряжках и лодками переправили снаряжение в устье реки Камчатки на восточном берегу полуострова. Даже в наше время на такой путь понадобится несколько месяцев.

Маршрут первой Камчатской экспедиции Витуса Беринга от Тобольска до Камчатки.
Источник - etomesto.ru
Вторая Камчатская экспедиция, начальником которой в 1733 году снова был назначен Витус Беринг, была гораздо масштабнее предыдущей. В литературе она больше известна как Великая Северная экспедиция. Она производилась несколькими отрядами, каждый из которых исследовал и картировал отдельный участок побережья. За десять лет с 1733 по 1743 год эти мужественные люди положили на карту всё побережье Ледовитого океана. Кроме того, они составили географическое, геологическое, ботаническое, зоологическое и этнографическое описания исследованных районов.

На Дальнем Востоке исследованиями занимались два отряда: Отряд Шпанберга должен был составить опись Курильских островов и достичь берегов Японии, а отряд Беринга и Чирикова предназначался для отыскания пути к Северной Америке.

Кроме того, были два сухопутных отряда. Один должен был отыскать удобный речной путь от Верхнеудинска до Охотска, а отряд, состоящий из членов Российской Академии наук, исследовал внутренние районы Восточной Сибири, включая Камчатку.

Все отряды этого гигантского предприятия, кроме самого западного, находились под общим руководством Витуса Беринга.
Маршруты экспедиций Витуса Беринга
1728
1741
Великая Северная экспедиция обошлась казне в 360 тысяч рублей. В составе всех отрядов было более 500 офицеров, матросов, солдат, геодезистов, ученых и других участников. Общее же количество задействованных в подготовке составило несколько тысяч человек. В Якутске, Тобольске, Архангельске, Охотске были построены суда для отдельных отрядов. Специально для обеспечения экспедиции железными изделиями недалеко от Якутска был построен железоделательный завод.
В 1734 году Беринг поехал в Якутск, где он целых три года занимался подготовкой снаряжения и продовольствия для экспедиции. И в Якутске, и затем в Охотске Беринг тратил уйму времени и сил на преодоление бездействия и прямого сопротивления местных властей, не желавших оказывать помощь экспедиции.

К лету 1740 года в Охотске были построены два пакетбота: «Святой Пётр» и «Святой Павел». Первым командовал Беринг, вторым Чириков.
Пакетботы «Святой Павел» и «Святой Петр». Картина Евгения Валериановича Войшвилло. Источник - блог Живопись в деталях.
Пакетбот «Святой Петр».
«Святой Пётр» и «Святой Павел» — деревянные парусные пакетботы водоизмещением 200 тонн и грузоподъёмностью 100 тонн. Пакетбот нёс парусное вооружение брига. Длина судов 24,4 метра, ширина 6,7 метра, а осадка 2,9 метра. На каждом судне были установлены 14 орудий малого калибра. Экипаж 75 человек.
В сентябре того же года корабли перешли к берегам Камчатки. В Авачинской губе, в бухте, названной в честь судов экспедиции Петропавловской отряд перезимовал. Тогда же был заложен острог, из которого вырос город Петропавловск-Камчатский.

Наконец, 4 июня 1741 года «Святой Пётр» и «Святой Павел» вышли в сторону берегов Северной Америки. Во время сильного шторма при густом тумане корабли потеряли друг друга и занялись выполнением задания самостоятельно. Они с перерывом в один день достигли американских берегов. Первым оказалось судно Чирикова, которое затем вернулось в Петропавловск, открыв по пути несколько островов.

Карта с маршрутами русских мореплавателей. 1773 год, гравёр Михаил Махаев. Источник — Wikipedia.
Во время стоянки у острова Каяк на берег сошёл натуралист Георг Стеллер. Командор дал ему всего 6 часов на исследование природы острова. За столь короткое время молодой ученый успел собрать коллекцию и определить 163 вида растений и животных!

Немецкий врач, путешественник и учёный-естествоиспытатель, минералог, адъюнкт натуральной истории и ботаники Санкт-Петербургской академии наук Георг Вильгельм Стеллер был яркой звездой Великой Северной экспедиции. Он собирал коллекции в Забайкалье, проводил всесторонние исследования Камчатки, посетил Северные Курилы и составил первое этнографическое описание камчадалов.
Во время вынужденной зимовки на острове Стеллер лечил всех больных и одновременно изучал географию, животный и растительный мир острова. Он дал единственное подробное описание биологии морской коровы, позже названной Стеллеровой, большого очкового баклана (впоследствии оба вида были истреблены охотниками), описал сивуча, морского котика, морского бобра, голубого песца.

Широко известны недружественные, даже враждебные отношения молодого учёного с командором. Тем не менее, именно Стеллер, лечил Беринга и, скорее всего, присутствовал при его последнем вздохе. Никто не знает, простили ли они друг друга.

Георг Стеллер умер в Тюмени на пути с Камчатки в Петербург в возрасте 37 лет. Многие коллекции, собранные им, пропали. Тем не менее, вклад Стеллера в науку считается колоссальным.

Экипаж судна Беринга совершил остановку у острова Каяк и кратковременную высадку на него для пополнения запасов воды. После этого «Святой Пётр» повернул обратно к берегам Камчатки, следуя вдоль южного берега Аляски и Алеутской гряды. По пути были открыты несколько ранее неизвестных островов.
«Остров Каяк, названный Берингом в 1741 году Островом Св. Ильи.»
Источник — Wikipedia.
В год достижения поставленной цели экспедиции — открытия Аляски и последующей гибели на необитаемом острове Витусу Берингу исполнилось 60 лет.

Большую часть жизни он посвятил географическим открытиям на Дальнем Востоке.
Беринг. Вторая Камчатская экспедиция. Автор картины - Соколов-Ширшов В.П. Камчатский краевой художественный музей.
Источник - AR.TEFACT
5 ноября «Святой Пётр» подошел к неизвестному острову. Условия плавания и питания были столь суровы, что к этому времени 12 членов экипажа скончались от цинги. Была необходимость пополнить запасы питьевой воды, свежей пищи и подлечить людей. Экипаж перебрался на берег. Планировалось поднять и судно, но сильный шторм опередил людей, выбросив парусник на берег.

В тяжелейших условиях непредвиденной зимовки на пустынном острове от цинги умерли ещё 19 человек, а 8 декабря скончался и командор Витус Беринг.
Большинство умерших на острове членов экспедиции погибли от цинги.

При обследовании останков Беринга следов цинги обнаружено не было. Вероятно, Беринг умер от какой-то иной болезни.
Командование принял штурман поручик Свен Ваксель. Весной 1742 года оставшиеся в живых 46 членов экипажа сумели построить из обломков пакетбота небольшое двухмачтовое парусное судно типа гукор и на нём в августе 1742 года достигли Авачинской губы, преодолев 250 км океанского пространства.

Так закончилась последняя экспедиция одного из великих первооткрывателей новых земель Капитана-командора Российского флота Витуса Ионассена Беринга.
Лишь через много лет открытия Беринга получили полное признание. Первым подтвердил точность исследований Беринга английский мореплаватель Джеймс Кук, прошедший проливом в Чукотское море в 1778 году. Именно он предложил дать имя Беринга проливу между Чукоткой и Аляской.
Порты Чукотки — в основном торговые. Чукотка богата полезными ископаемыми, углём, залежами цветных и драгоценных металлов. Огромные сухогрузы в короткий период навигации заходят в порты Чукотки для погрузки угля и руды. Для рейдового обслуживания этих судов привлекается многочисленный портовый флот, а для дальнейшей транспортировки привезенных грузов по рекам — малотоннажный речной флот.

Профильные задачи компании «СТТ Марин Сервис» в этом регионе требуют особой подготовки. Ввиду того, что период навигации очень короткий, важно еще во Владивостоке заранее предусмотреть все мелочи: подготовить все необходимые инструменты и материалы, организовать оперативную доставку оборудования — всё для того, чтобы оперативно решить поставленную заказчиком задачу.

Чукотка

Русский землепроходец, мореход, исследователь Восточной Сибири. Участвовал в открытии реки Колымы. Первым, за 80 лет до Беринга обошёл Чукотский полуостров, открыл острова Диомида, построил первое русское поселение на реке Анадырь.
Следующая статья