Фридольф Кириллович

1837 — 1904

Гек

Фридольф Кириллович Гек — мореплаватель, китобой и исследователь побережий Дальнего Востока.
Познавательный проект «СТТ Марин Сервис»
Дальнем Востоке
Первые на
Фридольф Кириллович Гек (имя при рождении Фридольф Фабиан Гек) родился 30 декабря 1836 года (по старому стилю) на юге Великого княжества Финляндского Российской империи в бедной многодетной семье.

В возрасте 11 лет из-за экономических трудностей семьи вынужден был пойти кают-юнгой на небольшой бриг «Ольга», на котором совершил годовой рейс в Рио-де-Жанейро. Следующий рейс на судне «Або» длился три года по многим портам Атлантики. Бриг «Або» был крупнейшим коммерческим судном Финляндии водоизмещением 590 тонн, служить на нём было престижно. Видимо, Гека ценили, потому что он продолжал работать на этом судне и в последующие годы и даже был повышен в должности до юнги с соответствующим повышением жалования. Во время Крымской войны в 1854 году «Або» был пленён английскими крейсерами. Но экипажу удалось бежать и через Швецию вернуться домой.
Вид на Рио-де-Жанейро и Сан-Себастьян, 1819-1920. Художник: Михайлов П. Н.
Источник: rusmuseumvrm.ru
Из-за войны мореходство в Балтике прекратилось. Чтобы не терять времени, Фридольф решил поступить в мореходную школу. Поскольку образования у него как такового не было, экзамены дались трудно. Тем не менее, его приняли, вероятно учитывая семилетний плавательный опыт, а в мае 1856 года Фридольф Гек успешно сдал экзамен на штурмана.
Аттестат № 77
Сегодня на основании пятого и восьмого параграфов по определению Его Императорского Величества, данному дирекции мореходных школ этой страны 12 января 1813 года, в присутствии высокоблагородной дирекции и трех вышеназванных капитанов купеческого судна (шкиперов), на производственно-публичном испытании учеников этой школы моряк Фридольф Фабиан Гек показал следующие познания:

  • В правописании шведского языка: хорошие и посредственные
  • В географии физической и политической: удовлетворительные
  • В приготовительной математике: хорошие и удовлетворительные
  • В земной навигации: похвальные
  • В астрономической навигации: удовлетворительные

После некоторой практики в мореходном искусстве Гек имеет право выходить в открытое море, т. е. за пределы Балтийского моря. В удостоверение выдержанного экзамена на штурмана и рекомендаций ему выдан сей аттестат.

Мореходная школа в Або 6 мая 1856 года.
Юнга. Художник: Ральф Хэдли.
После окончания Крымской войны мореплавание возобновилось. Геку пришлось ещё походить в должности юнги, чтобы набрать недостающий плавательный ценз. А в августе 1857 года он нанялся матросом и гарпунёром на самое большое судно финляндско-российской китобойной компании «Граф Берг». По контракту он имел жалование 7 рублей серебром и двухсотую долю от продажи улова.

Вокруг Африки и Азии судно прибыло на Дальний Восток и начало успешный промысел в Желтом, Японском и Охотском морях. Сначала дело шло хорошо, но затем количество китов резко уменьшилось из-за огромного китобойного флота разных стран: Англии, Франции, но больше всего США. На тот момент американский китобойный флот располагал 700 судами с экипажем общим числом 30 тысяч моряков! И они интенсивно выбивали китов в Российских Дальневосточных морях.
Три с половиной года охоты на китов с вёсельных ботов ручным гарпуном сделали из Гека отличного китобоя и моряка! На обратном переходе в Финляндию Гек уже исполнял обязанности штурмана.

По прибытии на родину Гек опять нанимается на китобойное судно, теперь это «Амур», который в июле 1861 года пошёл в Тихий океан. В этом рейсе Гек уже занимает должность штурмана. Тем временем китобойный промысел перестаёт приносить доход, и судно возвращают в Финляндию.

Гек снова идёт учиться в мореходную школу, теперь с целью получить диплом шкипера. В марте 1863 года он становится шкипером дальнего плавания.
Китоловное судно, 1894 год.
Рисунок Ф. С. Козачинского.
Источник: Wikipedia.
Китобойная сцена конца XVII века.
Художник Авраам Шторк.
Источник: Wikipedia.
Вид на Сан-Франциско с Русского холма. Литография. 1861 год.
Источник: Library of Congress.
Судно "Мальта" у форта Маккуори, Сидней в 1858 году. Художник Фредерик Гарлинг.
Из коллекции State Library of New South Wales.
В 1868 году Фридольф Гек возглавил группу финских переселенцев, в поисках лучшей жизни пожелавших перебраться в Приморскую область Восточной Сибири. На приобретение судна и переезд правительство выдало переселенцам беспроцентную ссуду 30 тысяч рублей серебром сроком на 10 лет.

В те годы Финляндское княжество постигли неурожаи и как следствие, голод и безработица. На этом фоне становились популярными различные идеи построения справедливого общества. В 1868 году в Финляндии возникло общество энтузиастов, мечтавших построить справедливую лучшую жизнь. Было их всего 40 человек, они мечтали о полном равенстве и счастливом труде для всеобщего блага. Воплощать в реальность свои мечты энтузиасты решили на недавно приобретённых землях Дальнего Востока России, тем более что правительство приглашало туда переселенцев и предлагало им неплохие льготы.
Члены общества были людьми далёкими от моря и имели незначительные знания о местах, где собирались жить. Им нужен был человек знающий, опытный, хороший организатор. И они выбрали Фридольфа Гека.

Интересен состав переселенцев, часть которых одновременно была и экипажем брига «Император Александр II». Кроме шкипера Гека, старшего штурмана Якобсона, штурмана Яльмара Гека (младшего брата Фридольфа Гека), корабельного плотника Бекстрема и четверых матросов, на судне плыли: 3 фармацевта, провизор, 2 плотника, 3 кузнеца, фермер, агроном, крестьянин, торговец, 2 студента, каменщик, официант, бондарь, он же строитель и китобой, 2 кожевника, инженер, садовник и магистр философии. Кроме этих мужчин, на бриге были 8 женщин и 5 детей, а также пятеро юношей для обучения их китобойному делу и четыре девушки из дома сирот для обучения домашнему хозяйству.

Перед отплытием Гек потребовал, чтобы каждый дал клятву подчиняться беспрекословно любым его приказам. Это было первым ударом по идеалам сообщества равноправных людей. Но иначе невозможно успешно управлять судном, и недовольным пришлось смириться.
Финские переселенцы на Дальнем Востоке. Изображение из домашниего альбома Леонида Васюкевича.
Источник: yle.fi
Члены «Амурской компании» в Бремерхафене, в первом ряду в центре — Ф. Гек, 1868 г. Изображение: Finna. fi, Museovirasto, C.J. Schoultz, 1868
Источник: yle.fi
Так как поселенцы связывали надежды на сытную жизнь с китобойным промыслом, нужно было приобрести судно, способное перевезти всех их через три океана и вместе с тем подходящее для промысла китов. Гек отыскал такое судно в Германии. Это был старый, но крепкий бриг. Назвали его «Император Александр II».
«Император Александр II» — парусный бриг длиной 27 м, шириной 6,7 м, водоизмещением 190 тонн. Построен в Германии в 1852 году. Корпус судна был обшит дубовыми досками, подводная часть — медными листами. На судне имелось 15 жилых помещений.

Бриг долгое время работал в Атлантическом океане. Получил капитальный ремонт в 1863 году. Приобретён Геком в 1868 году на правительственную ссуду, при условии доставки финляндских переселенцев в Находку. Впоследствии Гек занимался на этом судне китобойным промыслом.
Рисунок Ф. Гека, вероятно, набросок брига «Александр II»
Источник: Wikipedia.
Адмирал Б.К. Де-Ливрон, будучи ещё лейтенантом, видел «Император Александр II» и позже в воспоминаниях он писал: «Самый бриг представлял собой деревянный ящик с бортами, едва похожий на корабль. На баке этого брига помещался большой чугунный котёл, в котором команда вываривала жир. Командиром был вольный шкипер Гек; это был настоящий морской волк с обветренным лицом и сиплым голосом; когда вы с ним говорили, то казалось, что его голос шёл откуда-то из-под киля, а не от него. Весь комплект команды доходил численностью до 60 человек все были профессоры в очках, студенты, рабочие и несколько женщин с повивальной бабкой включительно».

В 1871 году бриг был передан государству в счёт погашения невыплаченной ссуды. В 1873 году судно было зачислено в состав Сибирской флотилии с портом приписки в Николаевске под новым названием «Курил». В 1876 году бриг «Курил» исключён из списка судов флота. Последним местом стоянки судна был полуостров Шкота во Владивостоке, где оно простояло до начала 1900-х годов.
26 но­яб­ря 1868 года «Им­пе­ра­тор Алек­сандр II» вышел из Бре­мер­ха­фе­на. Гек повёл бриг к бе­ре­гам Южной Аме­ри­ки, чтобы выйти в Тихий океан с востока. Но при входе в Ма­гел­ла­нов про­лив па­рус­ник по­па­л в про­дол­жи­тель­ный жестокий шторм, судно потеряло мачту, и капитан вынужден был повернуть в сторону Южной Африки. Со множеством опасных приключений и злоключений в начале сентября 1869 года после 9-месячного плавания бриг до­стиг бе­ре­га бухты Находка.

Вновь прибывшие были встречены радушно в недавно основанной фактории. Но вскоре оказалось, что их взгляды и идеалы сильно отличаются от общепринятых, и новичкам предложили выбрать другое место. Они отыскали подходящую незанятую территорию в заливе Стрелок и поселились там.
Первый дом переселенцев в Стрелке, 1869.
Источник: yle.fi
На берегу залива Стрелок, вдали — остров Путятина.
Источник: Wikipedia.
Неумение, неподготовленность к суровым условиям новых мест не позволили колонистам построить хорошего жилища, не смогли они вырастить достойный урожай, не удалось получить прибыль от китобойного промысла, и даже занятие добычей золота на острове Аскольд не принесло желаемого результата. Колонисты устали, начались разногласия. Подошёл срок выплаты ссуды. Пришлось в счёт погашения долга вернуть государству бриг и всё имущество. В 1872 году общество перестало существовать, а его члены разошлись каждый по личному выбору. Гек остался без судна и без команды.

Гек нанялся шкипером на китобойную шхуну «Каролина Торнквист» с профессиональным экипажем и за несколько сезонов заработал на собственное судно. Он купил старую шхуну «Морская корова» и занялся рыбной ловлей и перевозками грузов. Жил он по-прежнему в заливе Стрелок. Но теперь у него была жена и вскоре родился сын.

Ф. Гек и череп кита. Из личного альбома семьи Броберг.
Источник: yle.fi
Судно Гека. Из личного альбома семьи Броберг.
Источник: yle.fi
Летом 1875 года Гек доставил на остров Аскольд нового управляющего золотыми приисками Михаила Ивановича Янковского. Два романтика сразу сдружились. Янковский собирался скопить денег и, поселившись на подходящей территории, заниматься выведением новой породы лошадей для русской армии. Вместе с Геком они выбрали полуостров Сидими севернее Славянского залива (теперь полуостров Янковского). И поселиться в том месте также решили вместе.

Гек купил новую двухмачтовую шхуну «Анна». На ней он завёз на новое место строительные материалы и рабочих, а к зиме 1878 года перебрался в новое жилище с семьёй. Усадьбу Янковского тоже строили, в то время как сам Янковский искал себе замену на должности начальника прииска и женился.
Михаил Иванович Янковский
Источник: Wikipedia.
В начале июня 1879 года, Гек забрал с Аскольда Янковского с женой и привез их в Сидими. Но их ожидала страшная картина: усадьба Гека была разграблена, все рабочие и жена Гека были жестоко убиты, а сын исчез.

Через некоторое время Гек с Янковским получили сообщение о лагере хунхузов и напали на них. Бой был жестокий, уцелевшие бандиты скрылись, пленников удалось освободить, но сына Гека среди них не оказалось. Гек всю жизнь пытался отыскать сына в китайских портах, но безуспешно.
Геку предлагали уехать из опасного места, но он принципиально решил построить на Сидими процветающую усадьбу.

Спустя некоторое время Фридольф женился на молодой вдове, уссурийской казачке Пелагее Семеновне Всеславской. У нее были дочери от первого брака Лиза и Наташа. А в июне 1883 года родилась их совместная дочь Елена. Основным занятием Гека по-прежнему был китобойный промысел, которым он занимался прямо в заливе Петра Великого. Жизнь постепенно налаживалась.
Дочь Гека Елена плававшая с ним на шхуне «Сторож». 1897.
Источник: humus.livejournal.com
Усадьба шкипера Гека была отражением его профессии и романтического взгляда на мир. Ворота были выполнены из китовых рёбер. По обе стороны входа стояли четырёхгранные гранитные столбы с высеченными на них подковами счастья. От моря к дому шла аллея, обсаженная дикими грушами, цветущими весной. В конце аллеи стояла деревянная беседка, внутри которой стол был выполнен из лопатки кита, а табуретки из китовых позвонков.
Погреб Гека - одна из экспозиций музея шкипера Гека, семей Бриннеров и Янковских в поселке Безверхово (Сидими) на месте бывшей усадьбы шкипера.
Источник: Wikipedia.
В 1885 году владивостокский купец Отто Васильевич Линдгольм и его компаньон Аксель Вальден задумали отправить на Чукотку свою китобойную шхуну «Сибирь» чтобы наладить торговые связи с местным населением. До этого времени русские купцы не решались на такое предприятие, в то время как иностранцы вовсю вывозили меха и другие ценности с российской окраины.

Командовать «Сибирью» предложили Геку.
«Сибирь» — двухмачтовая китобойная шхуна длиной 28 м шириной 6,4 м, имела паровую машину, которая позволяла судну двигаться в хорошую погоду со скоростью 1,5 узла.

Мореходные качества позволяли «Сибири» осуществлять плавания в суровых северных морях.
Китобойная шхуна «Сибирь», 1910.
Источник: Wikipedia.
Кроме торговли и охоты, Гек обязался произвести гидрографические и другие навигационные исследования для Гидрографического отдела края. Эта идея была поддержана Генерал-губернатором Приамурской области бароном А. Н. Корфом, который порекомендовал взять в экспедицию штабс-капитана А. А. Ресина для проведения научного описания жизни местного населения, животного и растительного мира побережья.
Андрей Николаевич Корф
Источник: Wikipedia.
Александр Алексеевич Ресин
Источник: Wikipedia.
Экспедиция продолжалась с 7 мая по 25 октября 1885 года. Подробнейшим образом были обследованы берега и измерены глубины от залива Карагинского у северной Камчатки до мыса Сердце-Камень в Чукотском море (дальше не пустили льды).

При входе в Ледовитый океан Гек приказал дать салют, так как считал, что его «Сибирь» была первым русским коммерческим судном, достигшим этих широт.
Судно посетило 63 населённых пункта на берегах Камчатки и Чукотки. Но не везде местные жители встречали русское судно радушно. Американские коммерсанты давно наладили здесь торговлю, а чукчи не желали ради одного посещения русских терять надёжные связи с американцами. Тем не менее, торговля дала большую прибыль, которой остались довольны и владелец судна, и экипаж. Таким образом Гек доказал возможность и необходимость посылки торговых судов на северные побережья Дальнего Востока России.
Мыс Сердце-Камень.
Источник: basov-chukotka.livejournal.com.
Десятки тысяч моржей на мысе Сердце-Камень. Наши дни.
Источник: prochukotku.ru.
Результатом плавания стало описание восточного берега Камчатки между мысами Ильинским и Фаддея и почти всего побережья Чукотки до мыса Сердце-Камень, открытие нескольких новых бухт и гаваней. Гек дал названия многим вновь обнаруженным бухтам и мысам. Позже Главным гидрографическим управлением Морского министерства по съёмкам Гека были выпущены карты: залива Корфа, бухт Анастасия и Наталья, гаваней Глубокая, Лаврова, Карга.
Маршруты экспедиций Фридольфа Гека
Бухта Наталии описана в 1885 году шкипером шхуны «Сибирь» Ф. Геком и названа им в честь Наталии Линдгольм, жены известного дальневосточного предпринимателя, владельца шхуны «Сибирь» О. Линдгольма.

Находится бухта на севере восточного побережья Камчатки между мысами Савватия и Высоким в акватории Берингова моря. К ней примыкают две небольшие бухточки — Петра и Павла. У входов в эти три бухты находится небольшой скалистый остров Богослова. Длина бухты около 9 км, ширина 5,5 км, глубина по фарватеру 20−30 м. В неё впадают две крупные реки: Ватына и Луговая. Доминирующая вершина на западном берегу — гора Наталии высотой 809 м.
В бухте очень много морских птиц, есть лежбище моржей, на скалах встречаются снежные бараны. Климат суровый, снег на склонах сопок не тает всё лето.

В недалёком прошлом бухта Наталии была одной из самых известных на побережье Камчатки. В конце 30-х годов на её берегу был построен крабоконсервный завод, а позднее — Натальинский рыбокомбинат. Он обрабатывал, в основном, многочисленную в 1950−60-е годы олюторскую сельдь, прославившуюся на весь Советский Союз своими вкусовыми качествами. В 1962 г. был поставлен рекорд вылова этой невероятно крупной (до 50 см) и сверхжирной сельди, ставшей камчатским брендом — 268 тысяч тонн. Её ловили ставными и дрифтерными сетями, черпали кошельковыми неводами вместе с молодью… В результате к началу 1970-х стада сельди были почти уничтожены. Добыча сельди там была запрещена. Натальинский рыбокомбинат был закрыт.

В 60-е годы рядом с бывшим комбинатским посёлком начал действовать сезонный забойный пункт для нагульных оленьих табунов. Каждую осень оленеводы пригоняли туда тучные оленьи табуны, чтобы затем судами отправлять деликатесное мясо не только в регионы нашей страны, но и в Америку с Канадой.
Остров Богослова.
Источник: kamchatka.media
Бухта Анастасии.
Источник: Wikimapia
Бухта Дежнёва.
Источник: Wikimapia
Залив Корфа — залив Берингова моря на северо-восточном побережье полуострова Камчатка. Назван Ф. К. Геком в 1885 году в честь первого генерал-губернатора Приамурского края А. Н. Корфа. Гек произвёл детальное гидрографическое исследование залива, по результатам его исследований была выпущена первая частная карта залива. В северной части залива находятся бухты Скрытая, Сибирь, Скобелева, а в юго-западной бухта Гека.

В заливе обитают моржи и различные виды рыб. Заходят киты. Промысловые виды: лососёвые, олюторская сельдь, треска, навага, корюшка, камбала.
Участок Корякского заповедника на полуострове Говена, на берегу залива Корфа.
Источник: Wikipedia.
На побережье залива расположены населённые пункты Тиличики и Вывенка, а также имеются заброшенные поселения: Култушино, Олюторка, Медвежка. Корфский рыбокомбинат, для которого на протяжении 50 лет олюторская сельдь была основным сырьевым объектом, после запрета промысла сельди в 1975 пришёл в упадок. Кроме того, Корф был разрушен землетрясением и в 2012 году официально упразднён, однако не до конца покинут жителями.
Гек сделал также описание местонахождений полезных ископаемых (угля, золота, графита, охры), наличия строевого леса, питьевой воды, горячих источников. По результатам этого рейса он написал несколько статей, в том числе касающихся рыболовства, китобойного и зверобойного промысла, добычи морской капусты.
А. А. Ресин по результатам экспедиции составил подробный отчёт о жизни населения Камчатки и Чукотки. А Гек собрал в рейсе ценнейшую этнографическую коллекцию и подарил ее Обществу изучения Амурского края. Эта коллекция до сих пор является уникальным собранием предметов чукотско-эскимосской культуры. 2 сентября 1887 года Фридольфа Кирилловича Гека приняли в члены Общества изучения Амурского края.
Фотографии предметов этнографической коллекции Гека.
Источник: fishmuseum.ru
Очерк инородцев русского побережья Тихого океана. А. А. Ресин, 1888 г.
Источник: prlib.ru
Интересно, что перед отходом из Владивостока экипаж и владельцы шхуны «Сибирь» подверглись ожесточённым нападкам прессы за то, что среди членов экипажа кроме русских много иностранцев: китайцы, корейцы, японец, а первым помощником Гека стал американский подданный. Владивостокское общество патриотично считало, что подвиги на далёких берегах должны совершать русские моряки. Но свободных русских моряков во Владивостоке было немного.

Возвращение «Сибири», не совсем русский экипаж которой принёс так много пользы России, пресса вовсе «не заметила».
В ноябре 1889 года во Владивосток пришло железное китобойное судно с паровой машиной в качестве двигателя. Называлось оно «Геннадий Невельской» и принадлежало отставному морскому офицеру Акиму Григорьевичу Дыдымову, который вознамерился доказать возможность бурного развития китобойного промысла в российских водах Дальнего Востока.
Аким Григорьевич Дыдымов.
Источник: alltopprim.ru
Китобойное судно «Геннадий Невельской» имело длину 25,6 метра, ширину 5,5 метра и водоизмещение 170 тонн. Команда необходимая для обслуживания судна 12−14 человек. Дыдымов построил его в Норвегии специально для промысла в дальневосточных морях. Размеры судна больше, чем у норвежских китобойцев. Были учтены все новшества китобойного промысла того времени.
Китобойное судно «Геннадий Невельской».
Фото из собрания Лемачко Б. В.
Источник: fleetphoto.ru
Судно было железным, с машиной в 220 лошадиных сил и могло развивать скорость до 12 узлов. Котел топился и углем, и дровами; имелась и парусная оснастка. На баке была установлена последняя модель гарпунной пушки Свена Фойна, из нее стреляли гарпунами с разрывными гранатами, которые соединялись с судном 5,5-дюймовым мягким тросом длиной 450 саженей, изготовленным из лучшей русской пеньки. Еще одно новшество — насос для накачки добытого кита воздухом, чтобы он не тонул. Имелась также паровая лебедка и кормовой шпиль, на борту находились два вельбота и лодка. Гарпунером на «Невельском» служил Самуэл Фойн, племянник изобретателя гарпунной пушки. Капитаном судна был сам Дыдымов.
Гека, безусловно, интересовал вопрос развития китового промысла. А когда он увидел гарпунную пушку и другое передовое китобойное снаряжение, то конечно, подружился с Дыдымовым и предложил помощь. Дыдымов был рад сотрудничать со столь опытным человеком и предложил командовать вторым своим судном — шхуной «Надежда».

Китовый промысел поначалу был успешным. Прямо в заливе Петра Великого китобои за первые четыре месяца добыли 23 кита. Но количество китов быстро сокращалось, нужно было идти в другие воды. Дыдымов решил переместить промысел к берегам Кореи. Охотой занимался сам Дыдымов на "Невельском", а Гек на "Надежде" буксировал и разделывал убитых китов.
Китобои на промысле.
Источник: primgazeta.ru
В начале января 1891 года «Геннадий Невельской» не вернулся с промысла. Долгие поиски, предпринятые всеми силами и средствами, результата не дали.

31 января Гек вышел на поиски друга и его судна к корейским берегам. Он тщательно обследовал восточный берег полуострова Корея, но без результата. Гек посчитал, что во время сильного шторма железный китобоец перевернулся, так как шёл без балласта, а на палубе у него было тяжёлое китобойное снаряжение.

Во время поисков Гек обнаружил и нанёс на карту пять ранее неизвестных бухт, несколько мысов и других объектов корейских берегов. Большинству он дал названия в честь погибших членов экипажа «Геннадия Невельского», а одной бухте дал имя Дыдымова.
Береговая база Дыдымова для разделки китов в бухте Гайдамак.
Источник: ok.ru
Китобойная база графа Кейзерлинга в бухте Гайдамак, на месте базы Дыдымова. 1901 г.
Источник: ok.ru
По материалам Гека Главное гидрографическое управление выпустило карты: план бухты «Память Дыдымова», план юго-восточного берега Кореи от мыса Тихменева до мыса Консула, план северо-восточного берега Кореи от мыса Фонтина до реки Линдена и от реки Тюмень-Ула до мыса Линдена.

Гек уже остыл к китобойному промыслу, который, к тому же, перестал приносить прибыль. В 1892 году ему предложили стать капитаном рыбоохранной шхуны «Сторож». Основная зона крейсирования судна должна была охватить побережье Приморской области до Татарского пролива. Но не исключалась возможность инспектирования и более северных земель.

Гек по личному опыту знал размах японского и американского браконьерства и готовился к рейсу основательно. В частности, по его настоянию на «Стороже» установили две пушки малого калибра.
«Сторож» — переименованная канадская деревянная шхуна «Маrу», конфискованная за незаконный промысел котиков у Командорских островов.

По инициативе губернатора П. Ф. Унтербергера она должна была контролировать рыбные и другие промыслы вдоль берегов Приморской области от корейской границы до Императорской гавани.
Шхуна «Сторож». Рисунок Б. Сычёва.
Источник: arseniev.org
Губернатор рекомендовал установить на судне паровую машину, что и было сделано в японском порту Осака. Так появилось единственное рыбоохранное судно, с которого планировалось производить и исследовательские работы.

Размеры «Сторожа»: длина по палубе 20,3 м, осадка 2,9 м. Грузоподъемность судна около 150 т. Могло развивать скорость до 9 узлов, но обычный ход был около 6 узлов. Работа винта обеспечивалась котлом на угольном топливе. Расход его в сутки около 4 т, полный запас угля составлял 45 т, из них 25 т помещалось в угольных ямах и 20 т — в мешках на палубе.

«Сторож» охранял российские берега от иностранных браконьеров на протяжении 20 лет, пережив своего первого шкипера. В 1912 году ему на замену построили яхту, которой дали название «Фридольф Гек», она стала основным судном рыбоохраны, продолжив дело «Сторожа» и его капитана.
В июне 1893 года шхуна «Сторож» вышла на свое первое дежурство.

Несколько лет Гек со своей командой разорял браконьерские стоянки по всему побережью, отнимал орудия добычи и рыбу, арестовывал нарушителей. Но он не забывал любимого дела — производил съёмки берегов и промеры глубин. До 1899 года он выяснил несколько десятков якорных стоянок, произвёл съёмки множества бухт и устьев рек на протяжении всего берега от мыса Поворотный до Императорской гавани. Вскоре эти материалы были положены на морские карты.

Весной 1899 года Приамурское управление государственными имуществами поручает капитану «Сторожа» обеспечивать работы научно-промысловой экспедиции. Возглавил экспедицию заведующий рыбными промыслами В. К. Бражников. Комплекс работ был рассчитан до 1902 года.
Шхуна «Сторож» у берегов Камчатки, 1901 год.
Источник: pastvu.com
Октан, принадлежавший Фридольфу Геку.
Источник: arseniev.org
В задачи экспедиции входил сбор данных по топографии, гидрологии, а также сбор биологических коллекций у берегов Сахалина, Камчатки, в низовьях Амура и в Амурском лимане.

Одновременно на борту «Сторожа» проходили практику курсанты Николаевской мореходки и Александровских мореходных классов Владивостока.

Результаты экспедиции были впечатляющими. В своём отчёте В. К. Бражников с восхищением отметил огромную роль Гека в работе экспедиционного отряда и ходатайствовал о награждении капитана.

Конечно, Гек не оставлял съёмок и промеров. Например, в 1899 году он произвёл подробный промер у берегов острова Монерон у южных берегов Сахалина. При возможности Гек пополнял коллекции Общества изучения Амурского края.

Гек со своей любимой собакой. Изображение из личного альбома семьи Броберги.
Источник: yle.fi
Дом Гека в Сидеми. Из личного альбома Леонида Васюкевича.
Источник: yle.fi
Работа на судне забирала почти всё время Гека. Но если появлялась возможность, он с удовольствием проводил время с женой и дочерьми. Зиму семья проводила во Владивостоке, а с весны до осени на заимке на Сидими.

В 1903 году дочь Елена вышла замуж за Николая Васюкевича. К этому времени жена Гека уже умерла, и он был одинок. Васюкевич построил себе дом рядом с домом Гека, чтобы он мог быть ближе к дочери.
4 июля 1904 года Гек, как обычно, поднялся на борт своего судна, обошёл его и вошёл в свою каюту. Через некоторое время из каюты раздался выстрел. Никто не знает, что было причиной. Говорят, что его мучили головные боли и бессонница.

Человек большой воли на 68 году так закончил свою жизнь, полную необыкновенных приключений и чрезвычайно полезную для России.

За многолетний нелегкий труд и ценнейшие открытия Ф. К. Гек был награжден орденами Анны II и III степеней, Станислава III степени.

У дочери Гека Елены Фридольфовны Васюкевич родилось четверо сыновей: Клавдий, Юлий, Евгений и Георгий. Трое из них стали капитанами дальнего плавания. Во Владивостоке сейчас живут внук, правнуки и праправнуки Фридольфа Кирилловича Гека.
Елена Фридольфовна с сыновьями. Из личного альбома Леонида Васюкевича.
Источник: yle.fi
Леонид Васюкевич вместе со своей бабушкой Еленой Фридольфовной на борту корабля «Шкипер Гек», Сахалин 1959.
Источник: yle.fi
Фридольф Кириллович Гек.
Источник: Wikipedia
Могила Шкипера Гека во Владивостоке.
Источник: yandex.ru
Японское море обеспечивает основную долю транспортного судоходства на Дальнем Востоке. Из портов Приморья и Хабаровского края пролегают судоходные трассы в Японию и далее, в южные моря, а также в северо-восточные регионы России, в Арктику и в Северную Америку. При этом навигация в Японском море поддерживается круглогодично.

Уникальность моря также проявляется в разнообразии его подводного мира. В холодных северных районах сформировалась флора и фауна умеренных широт, а в южной части моря, преобладает тепловодный комплекс. Здесь ведется промысел разных видов рыбы, ракообразных, моллюсков и водорослей. Дикие, но при этом доступные многокилометровые ландшафты побережья теплого Японского моря привлекают туристов.

Все эти факторы способствуют развитию транспортной, рыбодобывающей и туристической отраслей и как следствие росту численности и модернизации соответствующих флотов. Непосредственное и активное участие в этом принимает компания «СТТ Марин Сервис».

Японское море

Путешественник, первопроходец, исследователь Дальнего Востока, географ, этнограф, археолог, военный разведчик, писатель. Руководитель многих экспедиций по исследованию Сихотэ-Алиня. Директор Хабаровского краеведческого музея. Активно занимался охраной таёжных и морских биологических ресурсов от иностранных браконьеров.
Следующая статья