Семён Иванович

1605 — 1673

Дежнёв

Не Беринг открыл пролив между Азией и Америкой. Не он первым прошёл вдоль юго-восточных берегов Чукотки и Камчатки. За 80 лет до Беринга это совершил Семён Дежнёв, при этом потеряв почти всех своих спутников.
Познавательный проект «СТТ Марин Сервис»
Дальнем Востоке
Первые на
И не просто обогнул Дежнёв крайнюю восточную оконечность материка, но по всем правилам своего времени сообщил об этом документально «отпискою». Причём, таковых докладных было несколько. Одна из них «Отписка служилого человека Семёна Дежнёва якутскому воеводе Ивану Павловичу Акинфову о морском походе на реку Анадырь и о судьбе его спутников» выглядит так:
Начальный лист отписки служилого человека Семёна Ивановича Дежнёва (Семейки Иванова Дежънева) якутскому воеводе Ивану Павловичу Акинфову и дьяку Осипу Степановичу о морском походе на реку Анадырь, по реке и о судьбе его спутников в 7156 (1648) — 7162 (1654) годах. Отписку подал охочей служилый человек Данилко Филипов 11 (21) апреля 7164 (1656) года.
«А с Ковымы реки итти морем на Онандир реку и есть Нос, вышел в море далеко, а не тот Нос которой от Чухочьи реки лежит, до того Носу Михаило Стадухин не доходил, а против того Носу есть два острова, а на тех островах живут чухчи, а врезываны у них зубы {прорезываны губы}, кость рыбей зуб. А лежит тот Нос промеж сивер на полуношник. А с русскую старону Носа признака: вышла речка, становье тут у чухочь делано, что башня ис кости китовой. И Нос поворотит круто к Онандыре реке под лето, а доброво побегу от Носа до Анандиры реки трои сутки, а боле нет. А итти от берегу до реки недалет, потому что река Андыр пала в губу».
Говорят, в Сибири страшен мороз да комар. Но нет для честного человека страшнее напасти, чем конторский бюрократ — что в Сибири, что в столице. Залежались под сукном «отписки» о важном открытии на многие десятилетия…

Документы о плавании вокруг «Носа» стали известны почти через 80 лет благодаря учёному Великой Северной экспедиции Миллеру, который обнаружил бумаги в архивах Тобольска.
Семён Иванович Дежнёв писать не умел и за всю жизнь так и не научился. Все сохранившиеся записки и челобитные от его имени были записаны с его слов людьми, грамотой владевшими.
Кто же таков казак Дежнёв, имя которого теперь знают все?

Русский землепроходец и мореход Семён Иванович Дежнёв родился в 1605 году в деревне Есиповской на реке Пинеге, которая впадает в Северную Двину. Мореходство увлекло его с юности. В возрасте 14 лет вместе с отцом он совершил морское путешествие на Соловецкие острова. А в 17 лет покинул отцовский кров, поступив на службу к богатому архангельскому купцу Воскобойникову на должность матроса коча и принял участие в экспедиции каравана из трёх кочей к устью Оби и далее в Мангазею на реке Таз, где пришлось зимовать. На следующий год вернулся в Архангельск.
Кремль и посад Мангазеи. План-реконструкция М. И. Белова, Н. Г. Ракова. 1980.
Источник - Большая российская энциклопедия (bigenc.ru).
Мангазея — первый русский заполярный город XVII века в Сибири. Опорный пункт одноимённого торгового пути «Мангазейского морского хода». Располагался на севере Западной Сибири, на реке Таз в 180 км от устья. Как постоянное поселение, Мангазея была основана по инициативе царской администрации в качестве опорного пункта для продвижения русских вглубь Сибири и укреплённого центра сбора ясака. Для этого в 1600 году по указу царя Бориса Годунова из Тобольска на реку Таз был отправлен отряд из сотни стрельцов и служилых казаков во главе с воеводой Мироном Шаховским и письменным головой Данилой Хрипуновым. В пути немногочисленный отряд подвергся вооружённому нападению «воровской самояди» — предположительно юраков или селькупов. Потеряв в бою около тридцати человек, служилые люди сумели, однако, добраться до реки и заложить деревянный острог и церковь.

В последующие годы для поддержки начатого в Мангазею были направлены ещё несколько отрядов с воеводами. В 1607 году начато было строительство серьёзных городских укреплений: возведены Давыдовская, Ратиловская, Успенская, проезжая Спасская и Зубцовская башни. Четырёхстенный пятибашенный город сразу стал значительным экономическим центром.
В 1608 году в Мангазею уже регулярно доставлялся ясак не только местными самоедскими племенами (ненцами и селькупами), но и более далёкими — енисейскими остяками (кетами) и тунгусами (эвенками). Город интенсивно развивался.

Однако уже в 1620 году, в начале правления Михаила Фёдоровича Романова плавание «морским путём», через ямальский волок в Мангазею под страхом смертной казни было запрещено. Считается, что причин было несколько. Государство не могло контролировать морские пути и по ним уходила беспошлинно ценная пушнина. Кроме того, на Русский Север с завистью смотрела мощная морская держава Англия. Русский историк И. И. Любименко обнаружил в 1914 году в британских архивах документы, согласно которым в 1612 году Англия планировала захват земель и установление своего протектората на Русском Севере, в Мангазее и на сопредельных территориях.

Закрытие морского пути прекратило иностранную и русскую морскую торговлю, что привело к резкому экономическому упадку Мангазеи. После очередного пожара город не смог оправиться, и постепенно перестал существовать.
В 1630 году в Семён Дежнёв поступил на службу в Тобольск. Сначала служил рядовым казаком с в Тобольске, а позже в Енисейске. Участвовал в «смирении» якутов.

В 1638 году из Енисейска он с отрядом П. И. Бекетова перешёл в Якутский острог, только что основанный по соседству с ещё непокорёнными племенами местного населения. В 1639 году был послан якутским приказчиком Ходырёвым на Вилюй для сбора ясака. Видимо, Дежнёв смолоду был склонен к дипломатии: известно, что в августе 1640 года он смог примирить два враждующих якутских рода на притоках Алдана, а также склонил к уплате ясака воинственного «князца» племени кангаласов.
В 1641 году Дежнёв с отрядом из 15 человек занимался сбором ясака на реке Яне и успешно доставил его в Якутск. В том же году вместе с Михаилом Стадухиным отправился в поход на Оймякон для сбора ясака с эвенков и якутов, для чего отряду пришлось перейти Верхоянский хребет. В апреле 1642 года в стычке с воинственными «ламутскими тунгусами», как и многие другие казаки, был ранен. Потеряв лошадей, отряд попал в тяжёлое положение. Пришлось построить судно. Когда сошёл лёд, казаки спустились вниз по Оймякону и продолжили искать «неясачных» в низовьях Индигирки. Но там сборщиков ясака уже было предостаточно, поэтому отряд отправился дальше на восток и дошёл до реки Алазеи. Здесь им встретился отряд такого же землепроходца десятника Дмитрия Михайлова по прозвищу Ярило Зырян. Дежнёв и здесь проявил свои дипломатические способности и уговорил Зыряна соединиться с отрядом Стадухина.
Ясак в России XV — начала XX века это натуральный налог с народов Сибири и Севера, главным образом пушниной. До начала XVIII века ясак взимался также с народов Поволжья.
В XVII веке Восточная Сибирь бурно развивалась за счёт пушнины. Сибирские прибыли давали до трети государственного дохода России. Понятно, что предприимчивые служилые люди в Сибири и на Севере осознанно шли на риск, чтобы заработать и вместе с тем сделать себе имя перед лицом государя.
Летом 1643 года в составе отряда землепроходцев под командованием Михаила Стадухина Дежнёв участвовал в открытии реки Колымы. Казаки основали Колымское зимовье, позже ставшее крупным острогом Среднеколымском, опорным пунктом русской колонизации в этих местах. В 1644 году Дежнёв основал ещё один острог, названный позднее Нижнеколымском. В 1645 году Стадухин и Зырян, с половиной людей повезли ясак в Якутск. В Колымском острожке для охраны остался Дежнёв с 13 людьми. Юкагиры решили уничтожить малочисленный отряд ненавистных сборщиков ясака, но Дежнёву с товарищами удалось отразить нападение более 500 туземных воинов.
На Колыме Дежнёв прослужил до лета 1647 года.

Земли восточнее Колымы были совершенно неизвестны русским. По рассказам местных жителей где-то к востоку была река Анадырь богатая соболями. Для открытия новых богатств приказчик московского купца Усова Федот Попов организовал крупную экспедицию. В состав экспедиции вошло 63 промышленника и казак Семён Дежнёв, назначенный ответственным за сбор ясака. Дежнёв был взят по его личной просьбе после того, как обещал доставить 280 соболей.
Экспедиция вышла из Нижнеколымска летом 1647 года, но тяжёлые льды заставили вернуться, чтобы лучше подготовиться к следующему лету. В Нижнеколымске возникли трения с вновь объявившимся конкурентом Попова Анкудиновым, который обещал добыть ещё больше соболей, а также основать на новых территориях пороховые и рудные заводы. Дипломатия Дежнёва привела к объединению обоих отрядов под командованием самого Дежнёва!

20 июня 1648 года 7 кочей с командами общей численностью 90 человек вышли в плавание. Интересно, что в экспедиции была женщина якутянка, жена Федота Попова. Имя её неизвестно, как и имена большинства участников экспедиции.
Сибирские казаки у проведывания новых землиц. XVIII в.
Акварель, Каразин Н.Н.
Источник - Wikipedia
Подведение сибирских инородцев под высокую Царскую руку. Целование атамановой сабли как знак покорности и верности. 1640-е
Акварель, Каразин Н.Н.
Источник - Wikipedia
Коч — русское морское парусно-гребное деревянное однопалубное промысловое судно поморов и сибирских промышленников. Длина коча от 16 до 24 метров, ширина от 5 до 8 метров, команда от 10 до 15 человек, осадка 1−1,5 метра, скорость при попутном ветре 6−7 узлов, грузоподъёмность от 15 до 24 тонн.
Главная конструктивная особенность заключается в том, что в отличие от европейских судов жесткость корпусу кочей придавали не шпангоуты, а «шитая» обшивка.

Брёвна раскалывали клиньями и затем доски обшивки не гнули, а вытёсывали нужный изгиб топором. Доски бортов соединялись между собой не металлическими стяжками, а растительными волокнами.

На севере и в Сибири технология «шитья» достигла своего совершенства. Для соединения досок обшивки друг с другом внахлёст использовался распаренный корень сосны, прутья можжевельника или ели, которыми плотно стягивали доски обшивки, а обшивку затем «пришивали» к шпангоутам и килю. В России такой корень для «шитья» называли «вицей». В отверстиях вицу стопорили с помощью специальных клинышек. Готовое судно тщательно смолили. Это была достаточно простая и дешёвая, благодаря отсутствию металлических деталей технология, но именно она предопределила быстрое продвижение русских вдоль арктического побережья на Восток и освоение всей Сибири.
Все руководители находились на разных судах, что было предусмотрительной мерой безопасности, чтобы не оставить экспедицию без руководства. И не зря. В скором времени во время шторма два коча разбились о льды, люди с них были вырезаны местными жителями или умерли от голода. Два других коча пропали во время бури. Есть предположение, что их унесло на Аляску, где позже были обнаружены следы построек русского типа XVII века, а у аборигенов сохранились легенды о голубоглазых бородатых людях.

Оставшиеся три коча продолжили плавание. 20 сентября 1648 года в стычке с чукчами был ранен Попов, однако продолжил командовать экипажем судна.
При дальнейшем плавании в конце сентября кочи Дежнёва, Попова и Анкудинова обогнули Большой Каменный Нос — самую восточную точку Евразии.

Какое-то время экспедиция потратила на посещение островов посредине пролива, именуемых теперь островами Диомида: остров Ратманова и остров Крузенштерна.
1 октября 1648 года о время очередного шторма погиб коч Анкудинова, но люди смогли перебраться на судно Попова. Эта буря разметала оставшиеся два коча и они уже больше не встретились.

Судно Федота Попова вынесло на восточный берег Камчатки, недалеко от устья реки Камчатки. Там отряд зимовал. На следующее лето на том же коче мореходы пошли на юг, обогнули мыс Лопатка и проплыли уже по Охотскому морю вдоль берегов Камчатки до реки Тигиль. Там они остановились на вторую зимовку.
Удивительно, что люди не пали духом от всех несчастий в неизмеримой удалённости от России, при почти полной невозможности возврата. Они продолжали быть уверенными в своей правоте и ощущали себя хозяевами положения. Федот Попов и тут продолжал усиленно объясачивать местное население. В бою с коряками силы оказались неравными, погиб сам Попов, перебили всех его людей.

Позже, Семён Дежнёв сообщал, что в 1653−54 годах ему удалось освободить из корякского плена супругу Попова, которая сообщила, что её муж Федот Попов и Герасим Анкудинов умерли от цинги, а их спутники частью были убиты коряками, частью разбежались кто куда.
Острова Диомида, Берингов пролив. Остров Ратманова (Россия) слева и остров Крузенштерна (США) справа.
Источник - Wikipedia
Остров Крузенштерна (США).
Источник
Маршрут экспедиции Семёна Дежнёва
Существует ещё одна версия о судьбе команд Попова и Анкудинова, что их оба коча вынесло на берег Камчатки, где они оставались в течение нескольких лет и умерли от цинги.

Судьба Дежнёва оказалась более счастливой, хотя он и его спутники не раз оказывались на краю жизни и смерти. Судно Дежнёва с 25 людьми разбилось в Олюторском заливе южнее Анадыря. Если помним, целью предприятия была именно река Анадырь с её мифическими собольими богатствами. Поэтому отряд пешком двинулся по берегу к реке. Этот путь занял у них 10 недель! Вот как об этом докладывал Семён Дежнёв: «А шел я, бедной Семейка, с товарищи до Анандиры реки ровно десять недель, и пали на Анандырь реку вниз близко моря, и рыбы добыть не могли, лесу нет. И з голоду мы, бедные, врознь розбрелись. И вверх по Анандыре пошло двенатцать человек».
Эти 12 человек, посланные по реке на разведку, за 20 дней похода никаких людей, жилищ и дорог не обнаружили и решили вернуться. Измученные переходом, они остановились лагерем, не доходя трёх дней до основного лагеря Дежнёва. Трёх человек послали за подкреплением, едой и одеждой. Помощь была немедленно отправлена, однако на месте они никого не нашли. Дежнёв полагал, что его людей могли увести туземцы.

Оставшиеся люди за зиму построили 3 новых судна, на которых летом успешно поднялись вверх по Анадырю на 500 км. Там случилась стычка с местным племенем, во время которой Дежнёв был ранен. Но ясак отряд всё же получил. Здесь же, на Анадыре, было основано ясачное зимовье.

В апреле 1650 года к отряду Дежнёва из 12 человек, находящемуся на зимовье, пришла с верховьев Большого Анюя через хребет группа служивого человека Семёна Моторы, и они «стали государеву службу служить с того числа вместе».
Устье реки Анадырь.
Источники: waterresources.ru, gotonature.ru, timurakhmetov.com
Крест в память Семёна Дежнёва, поставленный в 1910 году близ мыса Дежнёва. Ниже - табличка на кресте.
Источник
Памятник-маяк Семёну Дежнёву, на мысе Дежнёва. Строительство было завершено в конце 50-х годов XX века.
Источник
В 1659 году Дежнёв сдал командование над Анадырским острогом и служилыми людьми сменившему его знаменитому картографу Курбату Иванову, но лишь в 1662 году вернулся в Якутск. Почему же не спешил казак возвращаться?

По одной версии он обнаружил недалеко от устья Анадыря большое лежбище моржей и принялся заготавливать моржовый клык. По другой — Дежнёв отыскал залежи «рыбьего зуба» в вечной мерзлоте и оттуда извлёк за месяц 150 пудов ценных моржовых клыков.

Из Якутска Дежнёв был послан в Москву с государевой казной.

В Москве он продал добытые в Анадыре 289 пудов, то есть примерно 4,6 тонны моржовых клыков на сумму 17 340 рублей и получил свой процент — 500 рублей соболями, что сразу сделало его очень богатым человеком.

Оказывается, долгие годы скитаний даже не были ему оплачены. Сохранилась челобитная Дежнёва о выдаче ему жалованья за 19 истёкших лет, заслуженного им, но не полученного, что и было исполнено в размере 126 рублей. Царским указом он был назначен якутским атаманом с окладом «9 рублев деньгами, да хлеба 7 чети ржи, да 4 чети овса, да 2 пуда с четью соли».

С такими-то деньгами, чего бы не жить в столице! Но в 1665 году Дежнёв выехал обратно в Якутск, где продолжил службу, собирая ясак на реках Оленёк, Яна и Вилюй. Служил там до 1670 года, когда снова был послан с государевой собольей казной в Москву, куда прибыл в 1672 году. В Москве он и умер в начале 1673 года в почтенном возрасте 68 лет.
За время службы славный казак имел 13 ранений, включая 3 тяжёлых. Судя по сохранившимся источникам, его отличали надёжность, честность, миролюбие и желание решать спорные дела без кровопролития. Но главным его деянием осталось открытие восточной оконечности Азии, названной в его честь мысом Дежнёва.
Мыс Дежнева — крайняя восточная материковая точка России и всей Евразии.
Источник — Wikipedia
Мыс Дежнева. Фото: Вячеслав Косенков, участник фотоконкурса РГО «Самая красивая страна»
В сентябре 2005 года в Якутске был открыт памятник Семёну Дежнёву, его жене-якутке Абакаяде Сючю и их сыну Любиму. Очень красивый, трогательный памятник, прославляющий подлинную семейную любовь. Одновременно памятник посвящён «первому сахаляру» — метису от брака русского и якутки Любиму.

Конечно, это красивая сказка. Дежнёв взял себе в жёны дочь якутского тойона Абакаяду в 1641 году. К тому времени прошло уже 9 лет со дня основания русскими Якутска и понятно, что в остроге и окрестностях бегал уже не один десяток «сахаляров».
Памятник Семёну Дежнёву и Абакаяде в Якутске.
Источники: wikimapia.org
О «красивой любви» говорит тот факт, что сразу после заключения брака Дежнёв уехал на Колыму и больше к жене не возвращался. Согласно местной легенде, Абакаяда родила ему сына Любима, и верно ждала мужа 20 лет. Дежнёв вернулся в Якутск лишь в 1665 году и снова женился на якутке Кантеминке Архиповой, у них родился сын. И опять не усидел в тёплом семейном гнёздышке казак Дежнёв, укатил на реку Оленёк мирить враждующие роды тунгусов и собирать ясак. В приказной избе Якутска сохранилось слёзное прошение жены о разрешении поехать к мужу к месту его службы, написанное в 1668 году, которое, по-видимому, удовлетворено не было.
Якутский речной порт на протяжении многих лет остаётся важным звеном транспортной системы республики. Он принимает и отправляет в северные районы лес и пиломатериалы, промышленные и продовольственные товары, крупнотоннажный груз. Флот Ленского объединённого речного пароходства играет большую роль в обеспечении северного завоза. Навигация на Лене длится около пяти месяцев: со второй половины мая до октября.

«СТТ Марин Сервис» работает с флотом разного назначения. Получив в 2019 году признание Российского Речного Регистра мы стали работать и с речным флотом Якутии.

Якутия

Русский землепроходец, атаман пеших казаков. В 1639 году первым из европейцев достиг Охотского моря, прошёл часть его побережья и посетил Сахалинский залив.
Следующая статья